Предварительные проверки
Первый шаг в осмотре тормозной системы - это проверка состояния шин и давления в них. Если шины не накачаны должным образом, или если они находятся в плохом состоянии, автомобиль при торможении может уводить в сторону.
Измерьте высоту протектора шин. Износ протектора можно определить простым недорогим устройством .
Заметьте места неправильного износа протектора. Боковой неравномерный износ шин может быть из-за неточного развала колес, и резкого срезания углов на повороте (измените стиль вождения).
Удаляйте все камни и гвозди, попавшие в рисунок протектора, прежде чем они приведут к более серьезному повреждению. Если шина проколота насквозь, замените колесо и как можно скорее отдайте поврежденную покрышку в ремонт.
Регулярно осматривайте шины на отсутствие порезов или вспучивания, особенно на боковых
поверхностях. Осматривайте колесные диски на отсутствие коррозии или других повреждений. Колеса из легких сплавов легко повредить при наезде на бордюр тротуара. На стальных дисках появляются вмятины и выпуклости. При серьезных повреждениях следует заменять колесные диски.
Внимательно осмотрите внутреннюю сторону шины на наличие утечек тормозной жидкости. При обнаружении следов жидкости, немедленно осмотрите тормозные шланги, суппорты и
(или) рабочие тормозные цилиндры.
При правильном давлении воздуха увеличивается срок эксплуатации шин, и улучшается комфортность езды. Давление в шине нельзя определить на глаз, особенно, если она радиальная. Для этого необходим манометр.
Давления воздуха всегда проверяйте в холодных шинах. Не производите этот замер после поездки, когда шина нагрета, иначе показания будут завышены.
Открутите колпачок клапана, и установите на клапан тестер . Заметьте показание прибора, и сравните его
с
рекоменду- емым давлением, которое указано на табличке, прикрепленной к стойке двери водителя или в сервисной книжке.Не забудьте установить на место колпачок клапана. Проверьте давление во всех четырех шинах, при необходимости подкачайте их.
Затяжка гаек (или болтов) колес
Ослабленные гайки (или болты) колес представляют очень большую опасность. Во время движения может отвалиться колесо, или тормоза не будут правильно работать. Автомобиль может уводить в сторону, или вообще он будет неуправляемым.
Если автомобиль оборудован покрышками, снимите их. С помощью ключа проверьте плотность затяжки всех гаек или болтов крепления колес. Затяжка считается нормальной, если гайки или болты нельзя зажать больше чем на 1/8 оборота. Для всех автомобилей имеются свои спецификации момента затяжки гаек или болтов колес.
Если Вы найдете ослабленные гайки колеса, проверьте шпильки и отверстия в колесе на наличие поврежде¬ний, в случае повреждения замените шпильки (не пытайтесь обновлять резьбу винторезной головкой). То же касается и ребристых болтов. Если любое из отверстий в колесе удлинено, замените колесо.
Тормозная жидкость
На большинстве автомобилей главный тормозной цилиндр установлен вверху слева перегородки мо-торного отсека. На автомобилях с расположенным сзади двигателем, главный тормозной цилиндр установлен
в багажном отсеке.
Жидкость можно проверить, сняв с бачка крышку . Перед снятием крышки протрите чистой ветошью верхнюю часть резервуара, чтобы предотвратить
попадание грязи в тормозную
систему. При добавлении
жидкости, аккуратно лейте ее в
резервуар, ни в коем случае не проливайте на
окрашенные поверхности. В прозрачных пластмассовых бачках обычно имеются метки максимального и минимального уровня - в таком случае нет необходимости снимать крышку, чтобы проверить уровень жидкости. Поддерживайте уровень жидкости в этих пределах.
В моделях с вмонтированными резервуарами, добавьте жидкость, пока ее уровень будет в 5 мм от вершины
. В автомобилях чаще всего
применяется тормозная жидкость
DОТ 3, но лучше свериться с сервисной
книжкой - на некоторых моделях вместо тормозной жидкости может использоваться минеральное масло. Смешивание
тормозной жидкости с минеральным
маслом в одной из этих систем может привести к повреждению всех резиновых компонентов в гидросистеме.
В это время можно проверить степень загрязнения жидкости и главного тормозного цилиндра. Если в жидкости будут замечены частицы грязи или капельки
воды, ее необходимо слить из системы и заполнить новую.
После заполнения резервуара до нужного уровня, установите крышку и проверьте систему на утечки. Убедитесь, что резиновая диафрагма в хорошем состоянии.
Уровень тормозной жидкости в главном цилиндре по мере износа колодок в передних тормозных механизмах будет слегка понижаться. Если жидкость приходится часто дополнять, это - признак утечки в тормозной системе, которую необходимо немедленно устранить. Проверьте все тормозные трубки и соединения как описано позже в этом Разделе.
Если после проверки уровня жидкости в главном цилиндре Вы обнаруживаете один или оба резервуара пустыми, или почти пустыми, заполните резервуары тормозной жидкостью, прокачайте систему и проверьте всю гидросистему на утечки (в том числе и за главным цилиндром).
Тормозной сервосилитель (вакуумный)
Перед проверкой блока вакуумного усилителя, несколько раз нажмите педаль тормоза (двигатель заглушен), чтобы удалить вакуум из блока.
Теперь, нажмите на педаль и запустите двигатель. Если педаль слегка подается вниз, значит усилитель функционирует нормально (см. иллюстрацию). Отпустите педаль, и позвольте двигателю несколько минут работать на холостом ходу.
Заглушите двигатель, и несколько раз медленно нажмите тормозную педаль. Если первый раз педаль идет дальше вниз, а после каждого последующего нажатия постепенно повышается, блок вакуумного усилителя герметичен (см. иллюстрацию).
Запустите двигатель и нажмите тормозную педаль, затем, не отпуская педаль, заглушите двигатель. Если расстояние между педалью и полом через 30 секунд не изменилось, блок вакуумного усилителя герметичен.
Если педаль при работающем двигателе «жесткая», блок вакуумного усилителя работает не правильно.
Тормозной сервоусилитель (гидравлический)
Проверьте уровень жидкости в бачке гидросистемы усилителя рулевого управления. Если все в порядке, установите крышку на место. Если уровень низкий, проверьте гидросистему усилителя рулевого управления, трубки к гидравлическому и вакуумному усилителям на наличие утечек, а при обнаружении, устраните их.
Гидравлический усилитель подобен вакуумному. Если педаль «жесткая» при работающем двигателе, блок усилителя дефектен. При неработающем двигателе, с каждым нажатием педали ее ход должен уменьшаться. Нажмите на педаль и запустите двигатель. Педаль должна чуть податься вниз, что говорит о нормальном действии усилителя. Если блок усилителя неисправен, не пытайтесь ремонтировать его. Установите новый или восстановленный на заводе блок.
Свободный ход тормозной педали, «чувство», и ход (проверка главного цилиндра)
Толкните педаль вниз рукой и заметьте ее ход, пока не почувствуете сопротивления (см. иллюстрацию). Это -свободный ход педали, который должен быть приблизительно 2-3 мм, он позволяет поршням в главном цилиндре возвращаться в исходное положение при отпущенной педали, и благодаря которому раскрываются каналы компенсации и уравнивается давление в областях перед поршнями.
При слишком большом свободном ходе педаль будет близко приближаться к полу при резком торможении (или даже упираться в него). Вообще, свободный ход больше 25 мм считается чрезмерным.
Свободный ход педали на некоторых автомобилях регулируется с помощью штанги-толкателя главного цилиндра, которая выступает из блока вакуумного усилителя. На других автомобилях свободный ход регулируется штангой-толкателем между тормозной педалью и блоком вакуумного усилителя.
Если автомобиль оборудован тормозным сервоусилителем, запустите двигатель. Несколько раз медленно нажмите тормозную педаль. Как Вы чувствуете ее? Она жесткая или упругая? Если педаль пружинит, возможно в тормозную гидросистему попал воздух, следовательно ее необходимо прокачать . Кроме того, внимательно осмотрите всю систему на утечки жидкости.
Воздух также может попадать в тормозную гидросистему без утечек жидкости. Это может быть из-за дефекта уплотнительных манжет рабочего тормозного цилиндра, хотя старые уплотнения поршня суппорта также могут быть причиной проблемы.
Теперь, при работающем двигателе, резко с силой нажмите педаль. Педаль должна дойти до какого-то положения и остановиться. Если педаль продолжает медленно ползти к полу, проверьте гидросистему на утечки жидкости. Если педаль без сопротивления доходит почти до пола, вероятнее всего имеется проблема с одним из тормозных контуров. Если никаких внешних утечек жидкости не обнаружено, значит не в порядке уплотнения в главном цилиндре. Процедуры снятия главного цилиндра и кронштейна, а также процедуру переборки .
Нажмите педаль до упора и измерьте расстояние между педалью и полом - оно называется резервным и может быть различным в зависимости от марки автомобиля, но вообще должно быть не менее 50 мм.
Неправильное резервное расстояние может быть из-за износа накладок или из-за проблем в гидропроводе.